— Людмила, одним из первых проектов по цифровизации командировок в Х5 Group стал запуск онлайн-платформы TIME в 2015 году. Расскажите, почему было принято решение о внедрении OBT и каких результатов удалось добиться?
— Это был практически старт моей работы в компании, который совпал с тендером по выбору поставщика тревел-услуг. А тендер — это всегда прекрасная возможность не только внимательно изучить рынок с точки зрения трендов и актуальных предложений, но и заново оценить собственные бизнес-процессы. Поставщик, с которым мы сотрудничали на тот момент, обеспечивал нам полуавтоматический вариант бронирования. То есть это был не полный офлайн — помимо взаимодействия с выделенной группой агентов, для выбора тревел-услуг мы пользовались порталом поставщика.
Скажу честно, к предложению «Аэроклуба» полностью перейти на онлайн мы поначалу отнеслись скептически. И это не удивительно — то, к чему ты привык годами, всегда кажется более стабильным, понятным и надежным. В любой трансформации самое сложное — переломить шаблоны мышления. Отговаривали не только коллеги по бизнесу, но и по индустрии: мол, путь в онлайн приведет вас к мошенничеству со стороны поставщика, скрытым комиссиям и так далее. Но… в итоге победил интерес, желание оторваться от старого и идти в будущее — за новыми процессами и эффективностью. И мы не прогадали!
Конечно, в ходе тендера мы все десятки раз перепроверяли, делали контрольные закупки — и в других агентствах, и напрямую в авиакомпаниях и отелях. В итоге мы не встретили никаких нареканий к онлайн-системе! Плюсы же были очевидны — вместо нескольких часов ожидания выписки услуг от агента сотрудники получили возможность делать это самостоятельно всего за 10−15 минут. При этом компания смогла сохранить все действовавшие в офлайне требования к соблюдению тревел-политики, все маршруты авторизации и процедуры согласования.
Онлайн запускался в компании поэтапно — сначала к проекту подключилась служба административных сервисов. Подчеркну, что это опытные сотрудники, которые прекрасно ориентируются в документах и процедурах, знают рынок тревел-услуг. После пилотирования, которое продолжалось шесть месяцев, на OBT стали переходить наши торговые сети — первой была торговая сеть «Карусель».
Да, шесть лет назад инструмент онлайн-бронирования не был идеальным. Случались и сбои в настройках, и технические проблемы. Поэтому погружение в проект получилось тогда двусторонним — и на нашей стороне как заказчика, и на стороне «Аэроклуба» как поставщика. Первое время страдал и клиентский сервис. Все-таки в офлайн-процессах огромную роль играет человек — ты знаешь своих агентов, а они знают твои предпочтения, понимают с полуслова. С машиной на такую отзывчивость рассчитывать не приходится. Но совместно с нашим поставщиком мы проработали все проблемные моменты и в итоге пришли к ожидаемому результату. На нашей стороне тогда была проделана огромная работа: сотрудники службы одного окна были на связи 24/7, проводили тренинги, подключались по любым вопросам и всегда были готовы прийти на помощь. Мы четко понимали: как бы трудно не казалось сейчас, будущее — за цифровыми технологиями.
И как только прошел этот этап «неприятия», завершилась адаптация, мы больше не получали от сотрудников никаких нареканий по работе в онлайне. И если в первый год через OBT оформлялось порядка 30% командировок, то уже через два года на онлайн-бронирование перешел весь наш огромный холдинг.
А вот мобильное приложение в компании не зашло… Причем запрос на альтернативу десктопной версии изначально исходил от самих сетей, но потом мы столкнулись с ситуацией, когда сотрудники устанавливали приложение, но в итоге не пользовались им. Возможно, это было связано с тем, что оно не покрывало всего функционала платформы TIME.