Все изменил кризис. Да, мы и до этого ежегодно делали 2−3 проекта в области интеграции с системами клиента для создания бесшовного процесса работы с командировкой. Но в 2020 году количество таких запросов выросло многократно. Временный спад операционной активности стал прекрасной возможностью не только для нас, но и для клиентов более пристально посмотреть на принятые бизнес-процессы, часто не менявшиеся годами. Важно, что теперь такие исследования делались тревел-специалистами «с оглядкой» на большие проекты по автоматизации основной деятельности своей компании. Стало очевидно, что огромный потенциал для повышения эффективности через технологии лежит не только в области «ядра» бизнеса, но и внутренних сервисов: HR, административной функции, тревела. Только за весну-лето 2020 года мы получили от клиентов несколько десятков запросов, лишь опосредованно связанных с оформлением командировок. Это были полноценные IT-проекты разного масштаба, от внедрения дополнительных настроек к платформе TIME — модулей и сервисов, представленных на нашей «
Витрине», — до доработок, направленных кастомизацию платформы клиента для создания уникального продукта и крупных интеграций, полностью меняющих бизнес-процесс. Запрос на «агентский бизнес» в какой-то момент полностью уступил место запросу на проекты в области разработки и автоматизации, в нас стали видеть IT бизнес-партнера. И мы были к этому готовы.
В ответ на новые потребности рынка у нас уже было сформулировано новое понимание продукта — именно продукта «Аэроклуба», а не разрозненного набора IT-инструментов для решения тех или иных задач на стороне клиента или внутри компании. Продукта, обладающего стабильными характеристиками, управляемого выделенной командой, с четкой стратегией развития и улучшений, источником которых становятся эволюционирующие потребности пользователей. Продукта, который подлежит монетизации, обладает конкурентными преимуществами и требует постоянных инвестиций.
Изменилась и структура компании. Работа над технологическими задачами клиентов «под ключ», от предпроектной аналитики и формулировки технического задания до опытно-промышленной эксплуатации и техподдержки, потребовала full scope подхода и кросс-команды, которая «живет» и в бизнесе, и в IT. Анализ рынка и генерация гипотез в соответствии с приоритетами бизнеса; четкие бизнес-планы с расчетом трудозатрат, контроль результат и сроков исполнения; road map продукта; синхронизация подходов разных команд разработки к решению задач; поддержка и передача знаний об архитектуре систем; выбор технического стека — вот лишь некоторые задачи и компетенции, накопленные экспертами «Аэроклуба» еще до пандемии и многократно усиленные в 2020 году. А внедрение принципов проектного менеджмента потребовало и новых методов продуктовой разработки: в нашу жизнь прочно вошли Kanban, Agile, Scrum и другие гибкие методологии.
Важно, что меняется и корпоративная культура. Даже агенту, повседневные задачи которого все еще сфокусированы вокруг бронирования услуг, очевидно: мы продаем не выписку билетов.