Что случилось?
Светлана Деникина,
директор по коммуникациям компании «Аэроклуб»
Коммуникации в кризис: где и о чем говорить со своей аудиторией, когда хороших новостей нет, а традиционные каналы заблокированы?
21 марта суд вынес постановление о запрете деятельности Facebook и Instagram на территории РФ в связи с признанием Meta Platforms экстремистской организацией. Решение вступило в силу немедленно. Использование символики экстремистских организаций запрещено законом. Это означает, что теперь размещение логотипов/ иконок Facebook и Instagram в публичном пространстве может стать поводом для привлечения к административной ответственности. Для огромного количества компаний и частных лиц решение российского суда означало не только формальную блокировку популярных ресурсов, но и потерю копившегося годами «социального капитала» — подписчиков. При этом проблема бизнеса заключается не только в вопросе «где», но и «о чем» говорить со своей аудиторией на общем информационном фоне, который предполагает, что хороших новостей нет и, вероятно, еще долго не будет.
События последних двух месяцев затронули все сферы нашей жизни, включая коммуникации и медиаландшафт, который меняется буквально на глазах: после блокировки крупнейших социальных сетей и целого ряда СМИ мы наблюдаем перераспределение внимания аудитории и влияния информационных ресурсов с точки зрения охвата. На этом фоне «Аэроклубу», как и множеству других компаний, работающих в России, пришлось очень быстро перестраивать свою политику медиаприсутствия.

Одними из первых с отрасли мы стали участниками «великой миграции в Telegram» — уже больше месяца мы ведем там канал, где на регулярной основе делимся собственными исследованиями рынка бизнес-тревел и MICE, интервью с клиентами и сотрудниками, интересными кейсами по повышению эффективности процессов командирования, рассказываем о продуктах и сервисах. А еще мы каждый день публикуем подборку главных новостей дня, чтобы у наших подписчиков не было необходимости «серфить» эту информацию по множеству источников.

Один из российских блогеров метко назвал переход в Telegram «конвертацией понтов по реальному курсу» — мы видим, как трудно и медленно идет прирост подписчиков у большинства брендов, когда-то охватывавших тысячные аудитории в Facebook и Instagram. Причина — и в непривычной ленте, где сложно следить за множеством каналов, и в высоком уровне анонимности, и в избытке предложения от различных каналов, и в отсутствии визуального контента, ведь Telegram — это, прежде всего, про текст и качество копирайтинга. На этом фоне любопытны данные Brand Analytics о том, что в марте прирост активных авторов в Telegram составил 23%, а вот прирост объема контента — всего 6%.

Мы исходим из того, что подписчики «Аэроклуба» в Telegram заходят в канал, преимущественно, за уникальной экспертизой, которой может поделиться только наша компания, а еще за новостями, которые не попадают в СМИ — и именно эти направления мы будем активно развивать в будущем. При этом мы понимаем, что на релокацию комьюнити понадобится время, поэтому пока не закрываем свои аккаунты в Facebook и Instagram.

И, конечно, «Аэроклуб» продолжает регулярно инициировать информационные поводы в СМИ — наши исследования ежемесячно публикуются в ведущих деловых и отраслевых изданиях, а первые лица компании включены в пул комментаторов по актуальным темам. Показатель Share of Voice по-прежнему остается самым высоким в отрасли, достигая почти 50% от всех сообщений индустрии бизнес-тревел.

Наше понимание актуальных информационных поводов существенно изменилось, но произошло это задолго до 24 февраля: хорошей репетицией сегодняшних событий стали предыдущие два года пандемии, которые, по сути, прошли для тревел-отрасли в режиме «коммуникационного кризиса». Еще в 2020 году большинству PR-специалистов стало понятно, что «кризисная коммуникация» — это не про «почему сгорело / упало / отвалилось/ потеряли и как мы на это отреагировали», а про понимание, что и как говорить в ситуации, когда в общей информационной повестке хороших новостей нет и еще долго не будет.

В текущих условиях неопределённости и факторов, на которые мы не можем повлиять, «Аэроклуб» продолжает придерживаться принципов открытой информационной политики, смещая фокус коммуникаций в сторону экспертизы, раскрытия внутренней информации о наших проектах и бизнес-процессах, аналитики, прогнозов, а также советов и рекомендаций, которые, надеемся, помогут нашим сотрудникам, клиентам и партнерам быстрее адаптироваться к новой реальности. Наш сегодняшний дайджест — пример такого подхода.

Оставайтесь с нами — будет интересно!
Поделиться