Что случилось?
Михаил Иоффе,
руководитель проектов Проектного офиса «Аэроклуба»
Выход международных авиакомпаний
из BSP Russia
В настоящее время об этом заявили порядка 60 авиакомпаний, среди которых: Aegean Airlines, American Airlines, Air Astana, Air Baltic, Air Canada, Air China, Air Europe, Air Serbia, Austrian Airlines, Bulgaria Air, Brussels Airlines, Cathay Pacific, Croatia Airlines, Czech Airlines, Delta, Finnair, Flydubai, Icelandair, Iberia, LATAM, LOT Polish Airlines, Lufthansa, Oman Air, Pegasus Airlines, Qantas, Singapore Airlines, SWISS, United Airlines, Virgin Atlantic и другие.
Сегодня в России действуют две основные системы для взаиморасчетов при приобретении авиабилетов. Первая — отечественная ТКП, через нее ведут расчёты российские перевозчики. Вторая — BSP Russia (Billing and Settlement Plan), которая регулируется международной ассоциацией IATA (The International Air Transport Association). К BSP Russia были подключены многочисленные иностранные авиакомпании, а также крупнейшие российские. Работало это так: тревел-агентство или ТМС перечисляет деньги со своего счета на счет BSP (в рублях по установленному курсу), а система — далее перевозчику.

Ранее курс валют для взаиморасчетов через BSP Russia устанавливался один раз в неделю. Однако с конца февраля на фоне колебаний курса рубля пересмотр стал ежедневным — при этом отчетный период по взаиморасчетам длился неделю. В совокупности с санкциями, наложенными на российские банки, это привело к проблемам с курсовыми разницами. И, как следствие, к опасениям со стороны авиакомпаний относительно получения валютной выручки и ее фактических размеров.

На этом фоне порядка 60 иностранных авиакомпаний объявили о выходе из системы BSP Russia, что сделало их услуги недоступными для выписки российскими агентствами. А еще ряд перевозчиков: Emirates, Turkish Airlines, Ethiopian Airlines, British Airways, Iberia, Gulf Air, — поставили запрет на продажу билетов, если в них нет пунктов вылета/прилета в РФ (т.н. «запрет на SOTO»).

Система оформления билетов в «Аэроклубе» полностью устойчива к любым внешним изменениям, поэтому решение иностранных перевозчиков о выходе из BSP Russia не принесло для нас серьезных негативных последствий. Уже много лет компания имеет договоры с несколькими зарубежными партнерами в иностранных BSP, что дает нам возможность оформлять билеты на авиакомпании, недоступные в BSP Russia и/или запретившие SOTO — то есть работать с любым авиаконтентом.

Ранее договоры с иностранными партнерами использовались в «Аэроклубе» только под специальные запросы клиентов, поэтому пока оформление билетов по ним не автоматизировано — этим занимаются операционные сотрудники компании. Добавлю, что доля таких билетов в общем числе бронирований не велика: в марте на международные направления пришлось 20% авиабилетов. При этом в зарубежных BSP было оформлена 1/8 часть, а SOTO вне системы BSP Russia — лишь 1/10 от всех международных билетов.
Уже в мае задача по автоматизации работы с контентом зарубежных BSP будет решена, и мы сможем обеспечить нашим клиентам и сотрудникам привычный онлайн-процесс — поиск и выписку билетов через онлайн-платформу TIME и мобильное приложение LINK.
Поделиться