7 марта компания American Express объявила о приостановке операций в России и Белоруссии. Фактически работа платежного инструмента BTA (Business Travel Account) была приостановлена с 9 марта.
Платежным инструментом BTA пользовались порядка 30% клиентов «Аэроклуба». Преимущественно это крупные западные компании, заинтересованные в больших отсрочках платежа в силу своих глобальных закупочных политик.
Напомню, что Business Travel Account — это виртуальная карта, которая не существует «в пластике». По сути — расчетный счет компании-клиента в банке American Express. По условиям договора, аккредитованные агентства получали доступ к списанию денег с этого счета в пользу поставщиков. То есть клиент оформлял услуги, а агентство списывало деньги со счета на основании авторизационного письма. В случаях, когда поставщик не принимал карту напрямую (как, например, РЖД), деньги списывались со счета клиента в банке American Express в пользу агентства, чтобы расплатиться с поставщиком по безналичному расчету.
Такая схема позволяла российским ТМС не тратить собственные оборотные средства на покупку услуг для клиентов, и, соответственно, не нести расходов на кредитование — использовались исключительно деньги банка. При этом, с одной стороны, клиент получал более выгодные сервисные сборы (ведь агентство не несло кредитной нагрузки), и, с другой, отсрочку платежа от банка, достигавшую 58 дней.
Основная сложность с отключением на российском рынке карт BTA заключалась в том, что в коммерческие условия взаимодействия клиента и агентства вообще не было заложено кредитование — ведь ранее отсрочку платежа предоставлял банк. Более того, действовавшие договоры не предполагали и безналичной оплаты услуг — карта BTA была единственным юридически возможным платежным инструментом. То есть, если подходить к вопросу формально, при блокировке карты BTA речь могла бы идти о временной приостановке обслуживания до прояснения дальнейшего порядка взаиморасчетов.
«Аэроклуб» продолжил обслуживание всех клиентов, ранее использовавших BTA, переведя оплату услуг на безналичный расчет. Важно, что, благодаря репутации «Аэроклуба», банки-партнеры, которые внимательно отслеживают финансовую ситуацию в компании, отнеслись к нашему решению с пониманием — несмотря на «лишнее» кредитное плечо и дебиторскую задолженность, появившуюся «вдруг» и не предусмотренную никакими договорами.
Подчеркну, что в ситуации форс-мажора «Аэроклуб» занял партнерскую позицию и взял на себя все риски, связанные с потенциальным отказом со стороны клиентов в оплате уже оформленных услуг. И все это на фоне ставки кредитования, «взлетевшей» до 26%! Конечно, параллельно начался переговорный процесс.
Понимая, что инструментом BTA пользовались преимущественно международные компании, у которых могли возникнуть трудности с авторизацией авансовых платежей на российском рынке в пользу российской компании, помимо перехода на полную предоплату «Аэроклуб» предложил клиентам альтернативный вариант обслуживания с кредитной линией — на прозрачных условиях, то есть по той цене, по которой мы получаем ее от банков. Именно этот вариант, с небольшой отсрочкой платежа, и выбрали большинство наших клиентов — и мы их в этом решении поддержали.