Что случилось?
Дмитрий Корниенко,
финансовый директор «Аэроклуба»
Рост ключевой ставки ЦБ
Чтобы поддержать финансовую и ценовую стабильность и защитить сбережения граждан от обесценивания, Банк России 28 февраля 2022 г. повысил ключевую ставку до 20% годовых. С 11 апреля ключевая ставка снижена до 17%.
Российский бизнес-тревел исторически сформировался как рынок, где крупные клиенты сотрудничают с ТМС преимущественно на условиях постоплаты. Часто такая схема взаиморасчетов является условием тендера, и это действительно удобно — клиент получает качественную услугу сейчас, а платит за нее потом.

Чтобы предоставить отсрочку платежа и при этом перекрыть кассовый разрыв, возникающий с момента оплаты услуг поставщикам (отелям и авиакомпаниям) до момента получения денег от клиента, ТМС должны использовать кредитное плечо в российских банках. То есть наш бизнес — кредитный. И его успех во многом зависит от хороших взаимоотношений с банковским сектором, от стабильных контрактов на кредитование и финансирование. Многие годы это было и остается нормой рынка.

Первым серьезным испытанием стала пандемия: на фоне критического снижения оборотов туристический бизнес стал оцениваться банковским сектором как подверженный рискам, многим тревел-агентствам было отказано в кредитовании. «Аэроклуб» успешно преодолел этот непростой период: нам удалось не просто восстановить, но укрепить свое партнерство с ведущими российскими банками. Прибыль, полученная по итогам 2021 года, показала: наш бизнес продолжает стабильно работать и развиваться.
Сегодня перед отраслью стоит новый вызов. На фоне специальной военной операции на Украине российская экономика ощутила на себе серьезный удар санкций. В качестве ответной меры ЦБ более чем в два раза поднял ключевую ставку: она выросла с 9,5% до 20%. Такие серьезные скачки возможны только в ситуации, когда экономика попадает в очень серьезную турбулентность, когда в ней наблюдаются существенные кризисные явления.

Что по сути означает поднятие ключевой ставки? Что для всех коммерческих банков, с которыми мы сотрудничаем, резко выросла «стоимость денег». Очевидно, что это не может не отразиться на клиентах — ведь ставки по кредитным договорам, как правило, «плавающие» и привязаны к ключевой ставке. Для «Аэроклуба» это в среднем «ключевая ставка плюс 5−6%», то есть с 28 февраля компания кредитуется в банках по средней ставке 25−26% — и это при том, что в действующих контрактах с клиентами размер сервисных сборов и сроков кредитования был рассчитан под кредит в 13%. Отмечу, что, несмотря на небольшое снижение ключевой ставки с 11 апреля, кредитные обязательства на текущий месяц уже оформлены на прежних условиях — мы уже начали пользоваться этими кредитными линиями. Да и новая ставка в 17%, которая по факту означает для ТМС кредитование под 22−23%, не снижает нашу кредитную нагрузку существенно.

На фоне новых условий финансового рынка и необходимости снизить негативные последствия повышения ключевой ставки мы вышли на открытые переговоры с клиентами о пересмотре условия сотрудничества. Важно, что ни с одним из клиентов наша позиция не была ультимативной — «только предоплата». Мы предложили три основных варианта: переход на авансирование, 14 дней постоплаты без пересмотра условий или увеличение сервисного сбора на величину, позволяющую «Аэроклубу» покрыть расходы по кредитному портфелю. И та, и другая схема дает нам возможность без убытков для бизнеса выполнять свои обязательства и перед клиентами, и перед банками.

Подчеркну, что сегодня у «Аэроклуба» есть возможность получать кредитные ресурсы во всех банках-партнерах. На стороне банков есть понимание того, что индустрия делового туризма гораздо меньше других отраслей оказалась подвержена негативным тенденциям, которые последовали после 24 февраля. Более того, на фоне потребности перестраивать цепочки поставок, логистику, искать новых партнеров деловая активность даже растет — банки видят стабильно растущий оборот «Аэроклуба». Командировки в России были, есть и будут — а значит, мы сохраняем стабильные отношения с банками и, в случае необходимости, по-прежнему гарантируем клиентам возможность отсрочки платежа. Обсуждению подлежат лишь сроки этой отсрочки и стоимость кредитования, заложенная в сервисных сборах. Пересмотр этих условия — залог стабильности компании, нашей возможности развиваться и обеспечивать клиентам качественный сервис, лучшую экспертизу и передовые технологии.

Мы благодарим всех наших клиентов, кто конструктивно отреагировали на пересмотр финансовых условий сотрудничества.
Поделиться