С 26 апреля вступает в силу закон, согласно которому в России обнуляется ставка НДС для гостиниц и других средств размещения — сейчас она составляет 20%. Фактически мера начнет применяться с 1 июля. Для уже работающих гостиниц нулевая ставка НДС будет действовать пять лет, до 30 июня 2027 года. Для новых отелей и объектов, прошедших реновацию, — пять лет с момента ввода в эксплуатацию. Соответствующий пункт содержится в законе об антикризисных налоговых мерах по поддержке российской экономики, который Президент России подписал 26 марта.
Давайте вернемся к посылу государства — зачем вообще вводилась эта льгота? Цель — поддержка гостиничного бизнеса. Но ее можно понимать двояко: с одной стороны, льгота может помочь отелю увеличить маржинальность, с другой — может стать стимулом к снижению тарифов и привлечению новых объемов. Вопрос в том, захотят ли отели этой мерой воспользоваться в принципе и как это отразится на их ценовой политике. Также стоит добавить, что льгота затронет только крупные отели вместимостью от 150 номеров. Небольшие средства размещения и раньше не облагались НДС, так как работают по упрощенной системе налогообложения.
Наш опыт предварительного общения с партнерами указывает на то, что массового снижения гостиничных тарифов, вероятно, не будет. Основной аргумент — о каком снижении может идти речь, когда все дорожает? Более того, ряд объектов размещения говорят, что мера государства по обнулению НДС — это, скорее, возможность не повышать тарифы, зафиксировав их на текущем уровне. Для отелей, представляющих на российском рынке международные гостиничные цепочки, вопрос изменения тарифов и вовсе становится «политическим» и не может быть решен без согласования с глобальным офисом.
Однако не стоит забывать, что стоимость гостиничного номера — это всегда баланс спроса и предложения. И равновесие в этом вопросе во многом зависит от клиентов, которые займут позицию выбора: между теми, кто снизил тариф из-за НДС, и теми, кто этого не сделал.
Поэтому прежде, чем делать какие-то выводы, мы предлагаем дождаться вступления закона в силу, а вместе с ним — и первых прецедентов. Очевидно, что, если один крупный игрок начнет давать скидки, в итоге за ним пойдет и вся отрасль.
Если же снижения тарифов не произойдет, возникает вопрос, за чей счет будет реализована мера по обнулению НДС. Скорее всего, за счет клиента — и это самая критичная и ключевая история.
По какой-то причине российские законодатели не учли, что отели в России продаются не только напрямую. Если говорить о корпоративном сегменте, то это, как правило, цепочка «отель — агентство — клиент», или «отель — гостиничный консолидатор — агентство — клиент».
С большинством отелей, ранее облагавшихся НДС, у нас как у агентства заключены договоры услуг. Законодательство предполагает, что, если компания покупает услугу без НДС, и затем ее перепродает, она должна заплатить НДС. Но чтобы его заплатить, его нужно откуда-то взять. А так как после обнуления НДС на стороне отеля взять его будет неоткуда, мы будем вынуждены прибавить его к тарифу — то есть сделать маркап. Таким образом, визуально для клиента наши тарифы по прямым договорам вырастут примерно на 20%. Потом, получив от «Аэроклуба» закрывающие документы со ставкой НДС, клиент на своей стороне сможет принять этот налог в зачет.
Нужно добавить, что для прямых договоров это не критично. Мы заранее согласуем с клиентом тарифы, загружаем их в систему и помечаем определенным корпоративным признаком. Здесь для путешественника не будет проблемы выбора.
А вот в отношении гостиничного контента от консолидаторов такой маркап в 20% может стать критичным. Ведь дело в том, что путешественник, выбирающий отель в системе онлайн-бронирования, смотрит только на тариф и не анализирует, заложен ли там НДС. Это нюансы, в которые вникают тревел-координаторы, закупщики и другие специалисты, которые понимают роль НДС и знают о возможности сделать возврат налога. Но не сами путешественники, которые увидят в системе, что у ряда консолидаторов тарифы стали выше на 20%. Вопрос визуальной конкурентной цены от разных поставщиков будет решаться сложнее.
Конечно, поставщики прекрасно понимают эти риски и уже сейчас продумывают варианты, как уйти от надбавок НДС на своей стороне. В частности, Российский союз туриндустрии (РСТ) и Ассоциация туроператоров России (АТОР) направили в правительство письма с просьбой рассмотреть вопрос о распространении нулевой ставки НДС на услуги по формированию и реализации турпродукта на территории России. По мнению авторов письма, в текущей ситуации ряд участников туристического рынка поставлены в дискриминационные условия.