Что случилось?
Егор Герасимов,
директор департамента информационных технологий «Аэроклуб ИТ»
Из России ушли десятки зарубежных IT-компаний и сервисов
Крупнейшие западные IT-компании из-за событий на Украине покидают Россию. На фоне санкций об остановке продаж товаров и услуг заявили Acronis, Adobe, Atlassian, Autodesk, Cisco, Citrix, EPAM, ESET, Figma, IBM, Intel, Microsoft, Nvidia, Oracle, Red Hat, SAP, SUSE, TeamViewer, Veeam, VMWare, Xilinx, Zabbix и многие другие.

От поставок этих IT-гигантов зависит вся современная инфраструктура страны: работа банков, торговых сетей, логистики, железнодорожного транспорта и авиасообщения, суперкомпьютеров и т. д. Со стороны российского бизнес-сообщества ведется активное обсуждение того, что будет с техподдержкой, подписками, лицензиями, облачными решениями и платежными системами, а также насколько возможно заменить этот софт отечественными производителями.
После первых же сообщений об остановке продаж и техобслуживания со стороны зарубежных IT-компаний мы запустили процесс Business Continuity Planning. «Аэроклуб» — высокотехнологичная компания, причем это касается не только широкой линейки IT-продуктов и сервисов для клиентов, но и внутренних бизнес-процессов, которые роботизированы более чем на 60%, и существенно зависят от состояния как «софта», так и «железа».

Первой мерой антикризисного реагирования стало обновление и актуализация максимально полного реестра программного обеспечения и серверных продуктов, обеспечивающих всю IT-инфраструктуру компании. Всего чуть более 30 позиций в зоне потенциального риска. По каждому пункту в перечне уже проведена глубокая аналитика: насколько потеря работоспособности этого ПО критична для нашего бизнеса, насколько сложно его заменить и есть ли вообще аналоги. Распределены зоны ответственности и составлен road map — что именно мы делаем (доработка, поиск альтернатив и так далее) и в какие сроки.

На данном этапе у нас уже есть четкое понимание, что уход зарубежных техногигантов сильных угроз для бизнеса не несет. Так, все онлайн-системы «Аэроклуба»: платформа онлайн-бронирования TIME и дополнительные модули, мобильное приложение LINK, сервис автоматизации авансовой отчетности Expense, решения по интеграции данных integration Hub и API, — являются программными продуктами собственной разработки и максимально локализованы. Да, в их производстве задействованы компоненты и системы зарубежного производства. Однако, согласно действующим лицензионным соглашениям, они не подлежат отчуждению ни при каких обстоятельствах — права на них являются бессрочными. Кроме того, исходный программный код продуктов «Аэроклуба» изолирован и защищен от любых внешних воздействий, а на всех системах отключено принудительное обновление.

Важное преимущество компании в том, что мы практически не используем зарубежные облачные решения: 99% ПО — «коробочное», то есть вся инфраструктура размещена на собственном оборудовании «Аэроклуба», находящемся в российском дата-центре высочайшего уровня надежности. Это не «услуга по подписке», которую западный поставщик может отключить без предупреждения и в одностороннем порядке — как и произошло со множеством российских компаний, которые в одночасье лишились доступа к целому ряду сервисов. В нашем случае такая ситуация в принципе невозможна — максимум, что мы можем потерять по некоторым продуктам, это обновления и техподдержку, которую, к слову, готовы оказать российские подрядчики. Добавлю, что, несмотря на множественные попытки DDoS-атак нашего дата-центра, за последний месяц у «Аэроклуба» не было ни единого простоя в работе онлайн-сервисов. Мы можем гарантировать, что доступность, а также стабильность работы онлайн-систем компании не подвержены рискам в случае ограничений или приостановки деятельности зарубежных поставщиков.

Что касается персональных данных, надежность их хранения и обработки подтверждается аттестацией информационных систем «Аэроклуба» на соответствие требованиям безопасности информации, предъявляемым регулятором ФСТЭК России. Такая аттестация ежегодно проводится лицензированным аудитором. Помимо этого, мы обеспечиваем безопасность персональных данных наших клиентов с помощью программных и аппаратных средств защиты информации российского производства, сертифицированных ФСТЭК и ФСБ России.

К сожалению, наш анализ показал, что ряд IT-продуктов, ранее использовавшихся для обеспечения IT-инфраструктуры компании, не имеют полноценных отечественных аналогов. Например, шлюз безопасности электронной почты от Cisco, который обеспечивал нам надежную защиту от спама и вредоносного ПО. Да, альтернативы ему уже найдены, но мы понимаем, что это далеко не 100%-ная замена функционала. Пока вызывают вопросы и отечественные аналоги популярных зарубежных коммуникационных решений, таких как Zoom, работа которого для многих компаний оказалась под вопросом из-за блокировки единственного варианта их оплаты — кредитной картой. IT-команда «Аэроклуба» уже протестировала несколько альтернативных отечественных мессенджеров и решений видеоконференцсвязи — в частности, VideoMost, «Росчат», eXpress — и, в случае необходимости, готова начать их использование для внутренних и/или внешних коммуникаций.

Как бы то ни было, я хочу заверить наших клиентов и партнеров, что IT-специалисты «Аэроклуба» проводят постоянный мониторинг ситуации, чтобы исключить любые риски в бесперебойной работе компании. Мы продолжаем выполнять все возложенные на нас обязательства, поддерживая и развивая линейку уже действующих продуктов и сервисов, а также запуская новые IT-проекты.
Поделиться